Поиск
Наши координаты

431449, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Байкузова, д. 137

Телефоны: (83451) 46980, 25091, 25044

E-mail: s8.rus@edurm.ru, sosh8.sekretar@yandex.ru

ЗОЖ

Программа «Здоровье»

 

Актуальность программы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает сдвиг в сторону повышения эффективности образовательного процесса. Всё это приводит к необходимости комплексного подхода к проблемам обучения и воспитания, которая выражается в создании программы «Здоровья». При разработке этой программы в школе  за основу были взяты четыре аспекта: соматическое здоровье; физическое здоровье; психическое здоровье; нравственное здоровье.

Для реализации программы «Здоровье» творческая группа, да и весь педагогический коллектив школы вынужден был проводить учебно-воспитательный процесс в соответствии с гигиенической и педагогической целесообразностью, возрастными, половыми, индивидуально-психологическими особенностями учащихся. Устанавливался строгий контроль над условиями и состоянием образовательной среды на основе постоянно обновляемых санитарных норм и правил. В школе чётко и последовательно выполнялись эти требования, чтобы снизить риск отрицательного воздействия данных факторов на здоровье учащихся.

Общими усилиями педагогов, психологов, медработников решалась задача создания экологической и психологической комфортности образовательной среды. Для этого использовались разнообразные формы и методы организации образовательного пространства. В частности, с целью предоставления учащимся возможности смены обстановки в течение учебного дня применяется зонирование образовательного пространства в виде: а) кабинета  психологической разгрузки, б) актового и танцевального помещений. Значительное расширение зон внеучебного пространства происходит за счёт использования возможностей системы дополнительного образования (ДЮСШ, детская школа искусств.)

В ходе реализации программы  была осуществлена попытка экологически комфортной образовательной среды с использованием технологии реабилитации работоспособности школьников путём оптимизации учебного процесса через организационные формы урока и рациональное распределение учебных нагрузок в течение дня. К примеру, в начальной школе  применяется построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся.

Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей научно-обоснованным гигиеническим нормативам среднесуточной двигательной активности школьников в зависимости от пола и возраста.

Для снятия статистического напряжения учащихся во время учебных занятий и для повышения их двигательной активности проводятся физкультминутки на уроках, динамические паузы, подвижные перемены, спортивные часы. Довольно часто используется метод «динамических пауз» за партой, динамический офтальметренаж по методу В. Ф. Базарного. В старших классах в учебный процесс включены «валеологические часы» в виде оздоровительных игр, психогимнастики, тренинговых и релаксационных техник саморегуляции; активно используется метод физкультурно-оздоровительной работы (занятия в спортивных секциях, бассейне, спортивные соревнования, Дни Здоровья, выезды в спортивные летние лагеря – сборы).

Важное значение наряду с соматическим здоровьем имеет психическое здоровье детей. Чтобы не допустить хронического утомления и нервно-психического истощения, ведущих к низкой мотивации и познавательной активности, весь педколлектив школы стремится создать благоприятный психологический климат в учебном процессе через применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности, т. е. индивидуальный подход к обучению достигается через индивидуальное дозирование  и распределение учебной нагрузки. Такой подход позволяет реализовать модель педагогической поддержки развития индивидуальности ребёнка, сотрудничества с ним. Это и есть форма, содержанием которой является:

а) забота о здоровье ребёнка;

б) коррекция и реабилитация имеющихся у него нарушений;

в) организация  рационального режима деятельности;

г) эффективного отдыха;

д) психологической разгрузки каждого конкретного ребёнка.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода к учащимся является подбор доступных методов диагностики и последующего мониторинга развития и здоровья детей и подростков.

Большая роль отводится работе по формированию у школьников культуры здорового образа жизни. Создан постоянно действующий лекторий «Мир без наркотиков». Актив школы организует вечера, конкурсы рефератов, рисунков, плакатов, сочинений. На учительские и родительские семинары по раннему выявлению клинических проявлений наркомании у школьников приглашаются наркологи, которые проводят консультации детей и родителей.

Как показывает опыт последних лет, это даёт  возможность формировать у учащихся устойчивую мотивацию здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни.

Исходя из вышесказанного,   были спланированы цель и задачи новой программы.

Цель: Формирование культуры здоровья у обучающихся.

Задачи включают:

·          комплекс мероприятий, направленный на укрепление здоровья школьников и учителей, создание  условий для гармоничного развития;

·          систему коррекции нарушений соматического здоровья с использования комплекса оздоровительных мероприятий без отрыва от учебного процесса с учётом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;

·          принцип соблюдения санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;

·          систему медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников;

·          службу психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому  ученику, формирования доброжелательности и справедливых отношений в коллективе;

·          способ обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе;

·          условия обеспечения каждому ребёнку прав полноценного гражданина.

«Школа здоровья» - это такое образовательное учреждение, где в процессе обучения и воспитания на основе новых технологий, в условиях, благоприятных для состояния здоровья детей и взрослых, осуществляется осознанное педагогами, медицинскими работниками и родителями формирование культуры здоровья.  Это происходит при активном участии самих детей. Основы деятельности «школы здоровья» составляют: развивающее обучение и воспитание, лечебная педагогика, здоровьесберегающие технологии, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, медико-педагогическая активность семьи. Принципы  «школы здоровья», систематически реализуемые в практике образовательного учреждения, позволяют минимизировать определенную часть школьных факторов риска.

Механизм реализации программы:

·           Грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня).

·           Внедрение методик преподавания учебных дисциплин, которые  должна строиться на здоровьесберегающих технологиях. Данный вопрос, связан с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров. Необходимо введение специальных курсов для учителей по вопросам физиологического здоровья ребёнка, его возрастных особенностей. Также необходимо изучение методик, которые могли бы помочь любому учителю внедрить в практику преподавания здоровьесберегающие технологии.

·   Создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата, а также формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов.

· Ведение просветительской работы с родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся образовательное учреждение и родители должны решать совместно.

·     Внеурочная занятость детей, организация досуга, дополнительного образования.

·     Внедрение оздоровительных технологий, направленных на решение задач укрепления здоровья, обогащение потенциальных ресурсов здоровья: фитотерапия, музыкотерапия, гимнастика, массаж, физиотерапия, закаливание и т.д.

·    Внедрение технологий обучения здоровью – гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов), профилактика травматизма, профилактика ПАВ, половое воспитание.

·  Введение в вариативную часть БУП новых предметов, формирующих культуру здоровья обучающихся.

Данная программа направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

· культуру физиологическую (способность управлять физиологичес­ки­ми процессами и наращивать резервные мощности организма);культуру физическую (способность управлять физическими природо­сообраз­ными движениями);

·      культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

·      культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);

Программа рассчитана на три ступени:

1 ст.- начальные классы;

2 ст.- 5-9 классы;

3 ст.- 10-11 классы;

 Базовыми компонентами на всех ступенях являлись:

·   формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

·    формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

·  формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

·   формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Следует отметить, что инновационные процессы включали в себя работу не только с учащимися, но и с родителями, педагогами.

Основные мероприятия программы:

1. Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно–оздоровительной работы с учащимися. Для учащихся 1-х,2-х, 3-х, 4-х классов помимо обязательных уроков физической культуры 2 раза в неделю проводятся «Часы здоровья», включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования.

2. Традиционными для всех учащихся 1-11-х классов должны стать и физкультурные минутки, которые проводятся по единому комплексу упражнений, начиная с 3-го урока. Помимо ОРУ физкультурные минутки включают в себя упражнения, направленные на ослабление напряжения зрения. В каждом классе есть специальные таблицы - «тренажёры для глаз».

3. Оздоровительные мероприятия  проводятся регулярно: 1 раз в четверть – обязательный День здоровья. Охват учащихся - 100%.

Следует отметить, что руководство школы формирует положительную мотивацию учителей, направленную на участие их во всех оздоровительных мероприятиях вместе с учащимися.

1. Каждый месяц проводятся спортивные соревнования, классные спартакиады.

2. Работа школьного радио.

3. Система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают валеолог, психолог, медработники.

4. Важным этапом просветительской работы является  проведение методической учёбы для преподавателей (семинары по возрастной психологии, а также семинары – практикумы) и  занятий родительской школы.

5.     Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения невозможна без диагностики. В  школе проводится мониторинг физического здоровья учащихся, мониторинг культуры здоровья учащихся, мониторинг физической подготовленности учащихся, мониторинг психологического здоровья учащихся. Результаты представлены на стендах.

6.     Система внеурочной занятости детей.


Темы классных часов ЗОЖ.

Темы бесед ЗОЖ.

Работа по сохранению здоровья учащихся.

 

 

Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Прогноз погоды
Яндекс.Погода
Праздники дня
Праздники России
Новости обазования
Новости ЕГЭ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

сайт учителя информатики Бетехтиной Татьяны Евгеньевны


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz