Психологической службе в школе № 8 - 15 лет.
Психологическое сопровождение образовательного процесса осуществляется Антоновой Ларисы Вячеславовны, 04.04.1971 года рождения, образование высшее, окончила МГУ им. Н.П.Огарева в 1993 году, стаж работы –14лет, высшая квалификационная категория. Награждена грамотами Правительства РМ и Министерства образования и науки РФ, является Почетным работником общего образования РФ.
Методическая проблема: «Психологическое сопровождение периодов адаптации в условиях информационно – образовательной среды».
Цель работы: получение сведений, обеспечивающих создание специальных условий для полноценного развития и успешного обучения, учащихся в конкретной социальной педагогической ситуации.
Задачи:
- отслеживаниеособенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения;
- создание специальных психологических условий для оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в психологическом развитии;
- создание в педагогической среде условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей;
- формирование психологической культурыпедагогов
Работа службы осуществлялась по плану, составляемому перспективно на учебный год таким образом, чтобы оставалась возможность осуществлять коррекцию запланированного в течение года в связи с производственной необходимостью.
Деятельность психологической службы включает в себя работу с учащимися, педагогическим коллективом, родителями и внешкольными организациями.
Начальная школа. Основная цель - создать условия для адаптации, развития и формирования личности.
1. Малышкина школа.
2. Занятия для учащихся 1-ых классов по профилактике дезадаптации.
3. Организация недели «Виват, будущие пятиклассники» для учащихся 4-ых классов.
4. Формирование групп психологической поддержки для детей с различными проблемами с целью улучшения адаптации к УВП, тренинги по развитию познавательных процессов, коммуникации учащихся.
5. Организация и проведение родительских собраний.
Среднее звено. Основная цель – организация учебной деятельности с учетом мотивационной сферы, интересов и склонностей учащихся.
1. Организация занятий для учащихся 5-ых классов с целью улучшения адаптации к УВП при переходе в среднее звено.
2. Организация «Недели толерантности».
3. Классные часы.
4. Организация и проведение родительских собраний.
Старшее звено. Основная цель – профессиональное самоопределение с целью адаптации личности в обществе; создание условий для успешной адаптации и сохранения здоровья при подготовке к ЕГЭ.
1. Организация тренинговых занятий «Как сохранить здоровье при подготовки к экзаменам».
2. Проведение классных часов «Готовность к экзаменам».
3. Организация родительских собраний.
Планирование осуществлялось с учетом основных направлений работы психологической службы:
- Психодиагностическая работа.
- Психопрофилактическая работа.
- Психоконсультационная работа.
- Коррекционная и развивающая работа.
- Психопросвещение.
На каждой ступени образования проводилась конкретная работа.
I. Психодиагностика: отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения.
1. Изучение уровня готовности первоклассников к обучению в школе
Методика: Овчарова Р.В. «Готовность ребенка к школьному обучению».
2.Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся 2-ых классов.
Методика: тест «Простые поручения» диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти.
3. Определение уровня развития познавательных процессов детей, поступающих в школу в 2007-2008 учебном году.
Причиной проведения данного исследования является поступление диагностируемых в школу, определение уровня развития познавательных процессов.
Исследование проводилось в группах с использованием рисуночных тестов.
Методики:
№
п/п
|
Название шкалы
|
Автор теста
|
Исследуемая функция
|
1
|
Мелкая моторика рук
|
Ковалев В.М.
|
уровень развития мелкой моторики
|
2
|
Память
|
Венгер Л.А.
|
уровень развития памяти
|
3
|
Внимание
|
Венгер Л.А.
|
уровень развития внимания
|
4
|
Интеллект
|
Гудинаф Ф.
Харрис Д.
|
уровень развития интеллекта
|
4.Диагностика учащихся 8-ых классов.
Цель: определение уровня познавательного интереса к школьному обучению, уровня познавательного интереса класса, рейтинг предметов; определение причин низкого рейтинга предметов.
5.Диагностика учащихся 10–ых классов.
Цель: определение уровня сформированности классных коллективов и социализации «новых» учащихся в связи с переформированием классов; выявление уровня умственного развития, уровня тревожности каждого учащегося в различных школьных ситуациях.
При переходе учащихся в старшее звено некоторые из них попадают в «новые» условия учебно-воспитательного процесса: новый коллектив, новые педагоги. В связи с этим очень важен уровень адаптации учащихся в новых условиях и их социализация, а, в целом, уровень сформированности коллективов классов. Нередко у учащихся 10-ых классов наблюдается проблема-снижение уровня успеваемости и, следовательно, познавательной активности. Поэтому исследование этой области деятельности учащихся, на наш взгляд, является немаловажным.
Критерии исследования.
- Уровень тревожности.
- Уровень взаимоотношений в классе.
Методики исследования: опросник Филлипса; социометрическое исследование.
II. Психопрофилактика.
В рамках этого направления осуществлялись следующие конкретные формы работы: диагностика, комплексное исследование, анкетирование, посещение уроков, тренинговые занятия, групповое консультирование на классных часах.
1.Изучение психологических особенностей адаптации первоклассников к школ (автор Е.Ковалева)
2.Изучение готовности школьников к переходу в среднее звено.
Задачи: определение предпосылок для успешного перехода каждого ребенка и класса в целом в среднее звено; получение информации для использования педагогами 5-ых классов при организации учебно-воспитательной деятельности.
Методики:
1.Методика сочинения. Авторы Е.И. Афанасьева и Н.Л. Васильева.
2.Методика Филипса на школьную тревожность.
3. Переход из начального в среднее звено традиционно считают одной из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5–ом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для формирования таких представлений больше, чем достаточно. Этот период воспринимается как кризисный в развитии детей 9 – 10 лет. На самом деле педагогические особенности периода порождают психологические проблемы у самих детей и их педагогов и неприятные различные педагогические последствия. Диагностика уровня адаптации пятиклассников в этот период важна. На наш взгляд, следующие параметры имеют значимость для данного исследования:
1. Уровень умственного развития.
2. Уровень тревожности.
3. Уровень самооценки.
4. Уровень коммуникативного контроля.
5. Уровень отношения к школе
6. Уровень учебной мотивации.
Результаты диагностики по каждому учащемуся сводятся в ведомости по классам. Общие результаты отражаются в таблицах, позволяющих сделать сравнительный анализ.
4. Проведение тренинговых занятий в 4-ых классах «Вперед в пятый класс» и линейки «Виват, будущие пятиклассники!» в рамках недели.
5. Проведение (5 занятий в каждом классе) в первых классах занятий «Первые шаги» в целях профилактики дезадаптации первоклассников в школе.
6.Проведение занятий в 5-ых классах «Наши учителя».
7.Цикл занятий в 11 классе «Как сохранить здоровье при подготовке к экзаменам».
III. Коррекционно – развивающая работа.
В данной работе технологическая служба ориентирована на создание социально – психологических условий для упешного психологического развития учащихся. Такая работа осуществляется по программе Н. Локаловой. С учетом индивидуальных особенностей учащихся класса программа модифицирована.
IV. Психопросвещение и консультирование.
1) Школьники.
Психологическое просвещение школьников ориентировано на сообщение или социально-психологических знаний, необходимых в процессе обучения, общения, личностного роста.
Консультирование рассматривается как многофункциональный вид индивидуальной работы психолога со школьниками, в рамках которой решается следующие задачи:
- оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
- оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта школьного эмоционального переживания.
2) Педагоги.
Консультирование педагогов – это форма сотрудничества педагога и психолога в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога.
Просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и лично значимые для них знания. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:
- организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной и методической точек зрения;
- построить взаимоотношения со школьниками и коллегами;
осознать и осмыслить себя в профессии и общении с участниками внутришкольных взаимоотношений.
3) Родители.
Просвещение и консультирование родителей ориентировано на вовлечение их в сопровождении ребенка в процессе школьного обучения, создании ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
VIII.Профориентационная работа.
Профориентационный курс направлен на раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение школьников в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, семинар, проблемное изложение учебного материала. В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам, плакаты, схемы.